Милосердие и долг. Легенда о Великом Инквизиторе.



Вопрос главенства милосердия и справедливости, милосердия и долга, в своей противоборствующей дихотомии поднимался не раз за всю историю человеческой философской мысли, этики и религии. Что важнее для Бога и для человеческих отношений – чувство удовлетворения справедливости или милосердие к человеку, сострадание и любовь – эти вопросы стоят в основе многих религиозных и философских систем. Ответы на эти вопросы определяют качество и смысл жизни человека и обществ в целом. Примат долга, справедливости или милосердия будет вести к разным последствиям принятия решений, разным мировоззренческим установкам и отношениям к окружающей реальности.
В романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» писатель включает главу о Великом Инквизиторе, осуждающем Христа. Позже к этой истории и мыслям, изложенным в этой главе не раз будут обращаться многие философы и религиозные деятели, как русские так и зарубежные, например Н. Бердяев, С. Булгаков, В. Соловьев, Д. Мережковский и др. Дальнейшие размышления о вопросе милосердия и долга или милосердия и справедливости будут строиться на основе размышлений о монологе Великого Инквизитора.
В Евангелии от Матфея Христос спрашивает у религиозных учителей своего времени: «…научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?» (Мтф 9:12-13). Вопрос который остается актуальным до сегодняшнего дня – приоритет милосердия и любви или долга и справедливости. Религиозные системы в основе своей дают упор на выполнение обрядового долга и системы проступков-воздаяний от божества. Если ты поступаешь по закону своей религии, исполняешь все предписания, то по закону ты чист. Проблема в том, что закон религиозных уставов и мораль общечеловеческая могут стоять при этом по разные стороны. Не раз в истории человечества были моменты, когда во имя высоких целей как религиозного так и гуманистического содержания мораль и этика были отодвинуты в сторону и милость сменялась даже не долгом или справедливостью а корысными интересами людей, которых Бердяев называет «мелкими великими инквизиторами».
Вопрос милосердия и справедливости возможно рассмотреть с нескольких сторон. И начать хотелось бы с апологии долга и справедливости, так как невозможно сказать, что это негативные явления. Стоики в свое время считали, что именно долг важен и делает человека человеком, как и качество чувствования справедливости. Как упоминалось выше – многое религиозные системы стоят на этом основании. Идея государства и власти имеет под собой фундамент долга и справедливости, эти два критерия являются основными при решении многих вопросов в сфере права и законотворчества. Без долга и справедливости не работали бы многие институты человеческого бытия и общество вверглось бы в хаос. С такой позиции эти два этических качеста бытия человека очень важны и необходимы.
Но рассмотрим теперь позицию, по которой появляется злоупотребление и извращение нормы, когда, казалось бы, во имя великих целей и громких лозунгов человечество, общества или определенные институты манипулируя чувством долга или призывами к справедливости начинает творить далекие от морали деяния. Когда во имя гуманизма убивают миллионы или во имя справедливости готовы весь мир закрыть ядерным грибом. Можем ли мы в таком случае продолжать говорить о истинности подобной системы? На мой взгляд нет. И причина тому скрыта в мотивах, стоящих за высокими идеями, громко провозглашенными с трибун, кафедр или амвонов. Великий Инквизитор, обращаясь ко Христу, корит Его, за то, что будучи искушаем в пустыне повел Себя как Бог, не поддавшись греху, и был неправ. Человечество всегда будет нуждаться и будет падко на хлеб, чудеса, тайны и желание иметь над собой авторитет, которому можно отдать ответственность за свою жизнь. Христос пришел для того, чтобы освободить человека. Инквизитор говорит, что это было не нужно и крайне вредно для человека, рисуя картину нового мира, мира утопии, в которой безвольное, сытое, впавшее в состояния детской беспомощности человечество превращается в безвольное и безропотное стадо. Такой мир становится поистине антиутопичным, антихристианским, как верно подмечают Н. Бердяев и В. Соловьев. За этими идеями долга и справедливости не стоит сострадание, милосердие или гуманизм. Гуманист, который не любит человека это по сути своей уже нонсенс, точно так же как и христианин, не любящий ближнего своего.
Таким образом мы подходим к пониманию того, что за понятиями долга и справедливости должны стоять милосердие, любовь и желание добра. Если желание добра исходит из злых, корыстным или тщеславных помыслов, то это дух великого инквизитора, недобрый, негуманный дух. Поступая так, люди строят общество далекое от свободных, моральных и этических отношений. Общество, в котором сострадание не акт любви а акт долга и холодного расчета обречено на моральную деградацию.
В первый раз Христа распяли религиозные люди, у которых спрашивалось о милости а не обязательной, долговой жертве. У Достоевского Христа приговаривают к сожжению на городской площади. Неизменно Христос страдает для освобождения человека, поступая так из милосердия. Неизменно люди, блюдущие и провозглашающие высокие этические нормы являются в лучшем случае ханжами и лицемерами, в худшем искренне верящими в свою правоту антихристами. Бердяев критикует социализм и марксизм, видя, какую страшную и кровавую катастрофу учинила толпа людей, зараженных духом Великого Инквизитора.
В заключении хочется сказать, что на мой взгляд важны и долг и справедливость, но милосердие должно стоять выше. Милосердие делает нас людьми, проводит границу между животным и человеком. Милосердие дает человеку возможность подняться на необозримые духовные вершины, меняя его в лучшие, высокоморальные и высокоэтические, стороны. И настоящий гуманизм и настоящее христианство возможны только в том случае, когда человек, в своей свободной воле, по своему праву выбора, беря на себя ответственность, становится милосердным. К ближнему, окружающему миру и себе.

Комментарии