В данной статье мной
будет проведена попытка провести системный и всесторонний анализ текста
литературного произведения Хорхе Луиса Борхеса «Вавилонская Бибиотека», одного
из самых интересных и загадочных произведений в малой прозе литературы ХХ века.
Основной идеей данного произведения, на мой взгляд, является попытка писателя в
присущей ему манере приемов магического реализма написать о мире который
окружает человека и о попытке осмысления безграничности Вселенной.
Основной темой рассказа,
написанного в стиле ээсе-фикции, является описание Вавилонской библиотеки,
вымышленного места в котором находится герой рассказа. В произведении
практически ничего не сказано о герое рассказа, он играет более
повествовательную и созерцательную роль, чем действующую, что так же характерно
для многих произведений Борхеса. Будто мир, пространство и время движется
вокруг и сквозь героя, а ему остается лишь наблюдать. Произведение написано в
жанре магического реализма. Магический реализм - жанр литературы, в котором
используется прием внесения магических элементов в реалистическую картину мира.
Основными элементами жанра являются: фантастические элементы - могут быть
внутренне непротиворечивыми, но никогда не объясняются; действующие лица
принимают и не оспаривают логику магических элементов; многочисленные детали
сенсорного восприятия; часто используются символы и образы; эмоции и
сексуальность человека как социального существа часто описаны очень подробно;
искажается течение времени, так что оно циклично или кажется отсутствующим. Ещё
один приём состоит в коллапсе времени, когда настоящее повторяет или напоминает
прошлое; содержатся элементы фольклора и/или легенд; события представляются с
альтернативных точек зрения, то есть голос рассказчика переключается с третьего
на первое лицо, часты переходы между точками зрения разных персонажей и
внутренним монологом относительно общих взаимоотношений и воспоминаний; прошлое
контрастирует с настоящим, астральное с физическим, персонажи друг с другом. Открытый
финал произведения позволяет читателю определить самому, что же было более
правдивым и соответствующим строению мира — фантастическое или повседневное.
Одним из классиков этого жанра является аргентинский прозаик, поэт и публицист
Хорхе Луис Борхес (1899- 1986), произведения которого полны замаскированных
философских размышлений о важных вопросах бытия. Одним из таких произведений
является рассказ Борхеса «Вавилонская библиотека», написанный в 1941 году.
Библиотека состоит из бесконечного множества комнат-галерей,
имеющих шесть граней. В каждой галерее двадцать полок, на которых стоит по
тридцать две книги в каждой из которых по четыреста страниц, на каждой странице
по сорок строк, в каждой строке восемьдесят букв черного цвета. Все книги
написаны при помощи двадцати пяти знаков. По библиотеке путешествуют или живут люди
- библиотекари, с разными мнениями по поводу устройства и содержания
Библиотеки. Герой рассказа Борхеса повествует о своих путешествиях по
Библиотеке, ее истории.
Отличительной чертой
произведения является его метафоричность и символизм. Метафорами становятся не
образы, не строки, а произведения в целом, - метафорой сложной, многосоставной,
многозначной, метафорой-символом. Если не учитывать этой метафорической природы
рассказов Борхеса, многие из них покажутся лишь странными анекдотами. Метафора -
троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе
которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основе их
общего признака. Символизм - прием, при котором одно понятие означает другое,
даже при внешней их несхожести. Для произведений Борхеса свойственно наложение
многослойности в произведения, что так же является отличительным качеством его
трудов. Когда за внешним видимым слоем скрывается еще один слой, который в свою
очередь может открыть нам еще один и т.д. Как правило, рассказы Борхеса
содержат какое-нибудь допущение, приняв которое мы в неожиданном ракурсе увидим
общество, по-новому оценим наше мировосприятие.
Рассказ «Вавилонская
библиотека» был написан, по словам самого Борхеса, как иллюстрация к Мифу о
тысяче обезьян. Суть мифа в том, что когда много обезьян будут бить по клавишам,
то рано или поздно они могут написать «Войну и мир» Толстого или пьесу
Шекспира. Хаос может, рано или поздно, породить хоть бы на время порядок
сложившись в определенную комбинацию. Об этой идее Борхес напишет еще в
нескольких своих рассказах - «Синий тигр», «Книга песка» - идеи бесконечного
количества разнообразных комбинаций смыслов бытия. И, как и в каждом
произведении писателя, в этом невозможно дать один точный смысл, потому как для
автора он значил одно, а для каждого из поколений читателей уже совсем другое.
Экспозицией «Вавилонской
библиотеки», как я писал выше, служит описание автором этого места, полного
книг. Борхес погружает читателя в тишину и задумчивость библиотеки описанием ее
устройства.
Как такового развития сюжета нет, но можно разбить рассказ
на несколько частей:
1. Вступление-устройство библиотеки.
2. Короткий рассказ автора о себе.
3. Определение библиотеки и ее законов существования.
4.Попытки людей понять структуру библиотеки.
5. Понимание автором сути библиотеки.
Развитие конфликта начинается с рассказа героя о себе и
понимание сути места, где он находится, т.е. Библиотеки. А суть конфликта и
есть разнообразное и противоречивое понимание у разных людей Вавилонской
библиотеки. Другими словами Борхес пытается метафорически показать историю
человеческих попыток создать и понять знания о бесконечной вселенной и познать
ее сокровенный тайны. Как итог - конфликт продолжается, действие не окончено,
автор в конце как бы обрывает своего героя и говорит, что невозможно понять до
конца безграничное но люди будут предпринимать попытки, какими бы логичными или
наоборот абсурдными они не были бы.
Рассказ полон ретардаций - воспоминаний рассказчика о разных
событиях случившихся с людьми Библиотеки, легендами этого места. Они замедляя
ход повествования в то же время добавляют важные штрихи к пониманию замысла
автора. Ретардациями в эссе служат так же описание или упоминание о разных
книгах, встречающихся на полках Библиотеки.
Повествование идет ровно и в нем нельзя выделить особо
нарастания действия, спада или кульминации - в виду особенности самого произведения
и поднимаемой автором тематики.
Язык произведения лаконичен, носит при всей описательности
больше характер репортажа или краткой заметки о путешествии. Много внимания
уделяется числам, геометрическим фигурам. Автор пробует через такие языковые
приемы вызвать у читателя ощущение реальности описываемого места. Много
внимания уделяется попыткам передать объемность помещения, автор вовлекает
читателя в некую игру давая пищу для размышления - бесконечна ли вселенная
библиотека или обращая внимание на зеркала, спрашивает - а не ограничена ли она
и все, что описано выше - иллюзия.
Как мной было написано ранее, в рассказе много символов -
книги, зеркала, сама Библиотека, слово Вавилон, не как упоминание древней
империи, а как символ скопления всего, также символами служат числа, которые
использует Борхес. Писатель увлекался нумерологией, комбинаторикой и заметно
влияние иудейской каббалы, это мы узнаем из его интервью и произведений. Эта
информация в определенном смысле является для нас важной в понимании контекста
и подтекста произведения.
"Вавилонская библиотека", в которой заперт герой-рассказчик, -
это одновременно метафора и космоса, и культуры. Непрочитанные или непонятые
книги - все равно, что нераскрытые тайны природы. Вселенная и культура -
равнозначны, неисчерпаемы и бесконечны. В поведении разных библиотекарей
метафорически представлены разные позиции современного человека по отношению к
культуре: одни ищут опоры в традиции, другие нигилистически зачеркивают
традицию, третьи навязывают цензорский, нормативно-моралистический подход к
классическим текстам. Сам Борхес, как и его герой-повествователь, хранит
"привычку писать" и не примыкает ни к авангардистам-ниспровергателям,
ни к традиционалистам, фетишизирующим культуру прошлого. "Уверенность, что
все уже написано, уничтожает нас или обращает в призраки". Иными словами,
читать, расшифровывать, но в то же время творить новые загадки, новые ценности
- вот принцип отношения к культуре, по Хорхе Луису Борхесу.
Комментарии
Отправить комментарий