Витгенштейн родился 26 апреля 1889 года в Вене
в семье сталелитейного магната еврейского происхождения. Его родителями были
Карл и Леопольдина Витгенштейн. Он был самым младшим из восьми детей, рождённых
в одной из наиболее известных и богатых семей Австро-Венгерской империи. Среди
его братьев - пианист Пауль Витгенштейн, который на войне потерял правую руку.
Родители его отца, Герман Христиан и Фанни Витгенштейн, родились в еврейских
семьях, но приняли протестантство после переезда из Саксонии в Вену в 1850-х
годах, успешно ассимилировавшись в венские протестантские профессиональные слои
общества. Существует история о том, что Витгенштейн однажды сказал, одному из
своих друзей, что он единственный в мире философ не читавший Аристотеля. Еще
одна из мифов-историй вокруг мыслителя есть гипотеза, что он учился в одном
классе с Адольфом Гитлером.
Начав
изучать инженерное дело, он познакомился с работами Готлиба Фреге, которые
повернули его интерес от конструирования летательных аппаратов, он занимался
конструированием пропеллеров, к проблеме философских оснований математики.
Витгенштейн имел разнообразные способности и был талантливым музыкантом,
скульптором и архитектором, хотя лишь отчасти сумел реализовать свои
художественные возможности. В молодости был духовно близок кругу венского
литературно-критического авангарда, группировавшегося вокруг публициста и
писателя Карла Крауса и издававшегося им журнала «Факел».
В
1911 году Витгенштейн отправился в Кембридж, где стал учеником, помощником и
другом другого знаменитого философа и математика Бертрана Рассела. В 1913 году
он возвращается в Австрию и в 1914 году после начала Первой мировой войны
добровольцем отправляется на фронт. В 1917 году Витгенштейн оказался в плену.
За время боевых действий и пребывания в лагере для военнопленных Витгенштейн
практически полностью написал свой знаменитый «Логико-философский трактат».
Книга выходит на немецком в 1921 году и на английском в 1922 году. Появление её
произвело сильное впечатление на философский мир Европы, но Витгенштейн,
полагая, что все главные философские проблемы в «Трактате» решены, уже был
занят другим делом: работает учителем в сельской школе. К 1926 году, однако,
ему стало ясно, что проблемы все-таки остались, что его «Трактат» был
неправильно истолкован, и, наконец, что некоторые из содержащихся в нём идей
являются ошибочными. С 1929 года Витгенштейн живёт в Великобритании, в
1939—1947 годах работает в Кембридже в должности профессора. Начиная с этого
времени и до своей смерти в 1951 году, прервав учёные занятия для работы
санитаром в лондонском госпитале во время Второй мировой войны, Витгенштейн
разрабатывает принципиально новую философию языка. Главной работой этого
периода стали «Философские исследования», опубликованные посмертно, в 1953
году.
Философию Витгенштейна можно поделить
на «раннюю», представленную «Трактатом», и «позднюю», изложенную в «Философских
исследованиях», а также в «Голубой» и «Коричневой книгах».
Витгенштейн умер в апреле 1951 года от
рака и был похоронен в Кембридже.
Философия
раннего Витгенштейна отображена в его наиболее известном труде
«Логико-философском трактате» написанном во время плена в годы Первой мировой
войны и изданном в Германии в 1921. Издание сопровождалось предисловием друга
философа Бертраном Расселом.
Кратко
смысл труда обычно предоставляют в виде семи афоризмов:
- мир есть все то, что имеет место;
- то, что имеет место, что является фактом, —
это существование атомарных фактов;
- логический образ фактов есть мысль;
- мысль есть осмысленное предложение;
- предложение есть функция истинности
элементарных предложений;
- о чем невозможно говорить, о том следует
молчать;
- Общая форма функции истинности есть: [p, x,
N(x)]. Это есть общая форма предложения.
Витгенштейн
считал, что изложил все взгляды на философию и все проблемы в этомтрактате и
решает больше не возвращатся к вопросу философии.
Витгенштейн
не отвергает существование Бога, наоборот, считает, что если мы можем помыслить
о Нем, значит Он есть. По его словам логика трансцендентальна (6.13).
Основная
проблема философии а так же вообще многие проблемы в мире заключаются в нашем
ограничении выразить все в слова. На самом деле вся философия ни что иное как
«критика языка» ( 4.003-4.0031).
Граница
нашего языка- граница нашего мира (5.6). Все о чем мы можем рассуждать,
говорить, входит в наш мир, оно логично и каким бы порой сложным не было
является истинным.
В
«Логикл-философском трактате» можно найти размышление Витгенштейна о умеренной
форме солипсизма. Как например: я есть мой мир (мой микрокосм) (5.63.); субъект
не принадлежит миру но есть граница мира (5.632). Умеренный солипсизм по
Витгенштейну ничем не отличен от реализма (5.634).
Логике
отводится место отражения мира а не теории а математике- логическому методу,
поскольку предложения математики- уравнения, а они не настоящие предложения а
псевдо и потому не выражают никакой мысли. (6.13, 6.2, 6.21).
Мир
не зависит от воли человека (6.373) и смысл его лежит за границами этого мира
(6.41). Все предложения равноценны (6.4) и ни одно ничего не скажет задругое.
Мир состоит из имен, называя что-то мы как бы даем ему возможность быть в этом
мире, поскольку как было написано выше я есть мой микрокосм.
«Логико-философский
трактат» был радо принят многими философами и студентами. Произведение стало
настольной книгой для философов-позитивистов Венского кружка. Но как и со всеми
идеями и мыслями идеи Людвига Витгенштейна были не совсем правильно поняты и
для пересмотрения и объяснения своих позиций философ возвращается к своим
трудам.
Философы
Венского кружка посчитали, что раз о чем невозможно говорить о том следует
молчать предложили все те темы которые не касался Витгенштейн просто убрать и
сделать язык простым, протокольным, раз многое говорить просто бессмысленно. Это
стало одной из главных причин, побудивших Витгенштейна пересмотреть свою
философию.
Результатом
пересмотра стал комплекс идей, в котором язык понимается уже как подвижная система
контекстов, «языковых игр», подверженная возникновению противоречий, связанных
с неясностью смыслов используемых слов и выражений, которые должны устраняться
путём прояснения последних. Прояснение правил употребления языковых единиц и
устранение противоречий и составляет задачу философии. Новая философия
Витгенштейна представляет собой скорее набор методов и практик, чем теорию. Он
сам полагал, что только так и может выглядеть дисциплина, постоянно вынужденная
приспосабливаться к своему меняющемуся предмету. Взгляды позднего Витгенштейна
нашли сторонников прежде всего в Оксфорде и Кембридже, дав начало
лингвистической философии.
Сам термин «языковой игры» философ предложил
вместо термина метаязыка (языка для описания языка) и пишет о нем в «Философских
исследованиях» 1945 года. Языковая игра это система общепринятых или
конвенциональных правил, в которых принимает участие говорящий. Языковая игра
подразумевала полную свободу смыслов и контекстов.
Главным
произведением «позднего» периода философии Витгенштейна можно считать
«Философские исследования» работа над которыми велась с 30 гг. Труд был издан
в1953 году, спустя 2 года после смерти философа. Пренебрежение канонами традиционного
научного изложения, как и в "Логико-философском трактате", позволило
Витгенштейну разрушить многие стереотипы традиционной академической схоластики
и создать наиболее оригинальное и значительное философское произведение 20 в. Предметом исследования является обыденный
язык и его применение, сопряженное с возникновением различных парадоксов.
Витгенштейн стремится показать чем является язык в его обыденном понимании.
Главным судьей правильности суждений так же является простой, обыденный язык.
Философию
Витгенштейн стал рассматривать не только как терапевта помогающего людям в
поисках ответов на несовершенные вопросы ограниченного языка человека но и как
сам поиск этих ответов и вопрсов, которые глубоко укоренены в людях. Судя по
всему сам Витгенштейн не был удовлетворен подобными размышлениями и дальше
продолжал поиск позиции в отношении языка и философии.
Значение
идей Витгенштейна огромно, однако их интерпретация и понимание, как показали
многие годы исследований в этом направлении, представляет большую трудность.
Это в равной мере относится и к его «ранней», и к «поздней» философии. Мнения и
оценки значительно расходятся, косвенно подтверждая масштабность и глубину
творчества Витгенштейна.
В философии Витгенштейна были поставлены и
разработаны вопросы и темы, во многом определившие характер новой англо-американской
аналитической философии. Известны попытки сближения его идей с феноменологией и
герменевтикой, а также с религиозной философией (в частности, восточной). В
последние годы на Западе опубликованы многие тексты из его обширного
рукописного наследия. Ежегодно в Австрии (в городке Кирхберг-на-Векселе)
проводятся Витгенштейновские симпозиумы, собирающие философов и ученых со всего
мира.
Работы
Витгенштейна оказали огромнейшее влияние на развитие лингвистической философии.
Труды философа продолжают переиздаваться и издаваться практически ежегодно,
давая новую пищу для размышлений и развития философской мысли, и, на мой взгляд, вся глубина идей
Витгенштейна до конца еще не познана и требует осмысления.
Комментарии
Отправить комментарий