Протестантизм на территории Речи Посполитой (обзор)




I

Реформация охватила всю Европу и естественно в стороне не осталась и территория государства Речь Посполитая. Эти события вошли в историю как Реформация Речи Посполитой. Это было общественное, политическое и в первую очередь религиозное движение охватившее территорию современных Украины, Польши, Литвы, Белоруссии. Реформация существовала с 1520х гг до второй половины 17 века после чего ее победила контрреформация.
         Реформация в основном коснулась высших и нижних слоев общества и практически не затронула крестьян.
         У движения отсутствовали могущественные покровители. Магнаты рассматривали принадлежность к той или иной конфессии как своё частное дело, как часть дворянских вольностей. Лишь на территории Литвы существовали такие магнаты, как Николай Чёрный Радзивилл и Ян Кишка, которые финансировали реформацию. Ни в одной из областей реформаты не угрожали позициям католической церкви.
         В Речи Посполитой сосуществовали три различных реформатских течения. Первое на западе и территории Великой Польши- лютеранство. Распространялся усилиями крестьян и простых горожан. Второе- кальвинизм, на территории Малой Польши, Галиции, Великого княжества Литовского распространялся магнатами, нередко путем перевода католических общин в кальвинистские. Третье течение- появившееся из кальвинизма движение польских братьев.

II


         В XVI веке Речь Посполитая не была однородной ни этнически, ни религиозно, хотя римско-католическая церковь пользовалась огромным влиянием. Религиозная толерантность была обусловлена тем, что на значительной территории государства проживали, в частности, православные и евреи. Другой причиной толерантности была слабая королевская власть и сильные позиции магнатов в системе выборной монархии. Даже короли, исключительно сильно связанные с интересами католицизма — такие, как Ян II Казимир Ваза (иезуит и кардинал), не могли проводить массовых репрессий против иноверцев.
Первым из реформатских течений в Польше проявило себя лютеранство в 1520-х гг., быстро распространившийся среди немецкого населения Королевской Пруссии, Великой Польши и Силезии. Эдикт Сигизмунда I Старого 1523 года запрещал миссионерскую деятельность лютеран, вплоть до смертной казни. Крупные экономические центры, такие, как Гданьск, Торунь или Эльблонг, добились от короля Сигизмунда II Августа расширение признанной им религиозной автономии. Позднее кальвинизм стал всё более популярным среди польской шляхты, тем более, что он признавал решающую роль светских патронов в церковных делах.
         За движением реформатов (включая лютеран) последовала едва шестая часть шляхты, однако это была её элита, получившая образование в зарубежных университетах, занимавшая передовые позиции в отстаивании прав и имущества. Это было умеренное движение как среди светских, так и среди духовных магнатов. Элита дворянства требовала участия священников в уплате налогов, которые шли на оборону государства, отмены церковной юрисдикции по светским делам, ликвидации десятины. Успех реформатского движения в Польше совпал с развитием привилегий шляхты, к которым стали относить, в частности, право выбирать себе религиозную конфессию. Окончательно данное право было признано Варшавской конфедерацией в 1573 году.
         Попытки, направленные на привлечение сторонников к той или иной конфессии, привели к развитию польской литературы. Наиболее ранним центром печати стал Кёнигсберг в герцогстве Пруссия. Здесь в 1530 г. был напечатан переведенный на польский язык катехизис Лютера, двумя годами позднее — его Большой катехизис, а в 1561—1562 гг. на польский язык были переведены некоторые его письма. Только лишь в XVI веке было издано 16 различных катехизисов на польском языке. Помимо них, были опубликованы «Песни духовные и божественные» (переизданные несколько раз с 1547 г.), «Канционал» (сборник напевов) Петра Артомиуса (12 изданий с 1578 по 1728 г.), «постиллы» (сборники комментариев к Библии и другим священным текстам, издавались с 1557 г.) Важным достижением протестантов было издание Брестской Библии в 1563 г.
Под защитой покровителей из числа магнатов и шляхты возникали протестантские школы, церкви и типографии. В 1554 в Сломниках состоялся первый синод кальвинистов. Несмотря на это, протестантство Польши не объединилось, в отличие от других стран Западной Европы. Среди различных протестантских течений в Польше появились анабаптисты (ныне меннониты), а после 1548 г. в Великой Польше начали оседать изгнанные со своей родины чешские братья.
         На фоне дипломатических и общественных конфликтов в 1562—1565 гг. произошёл раскол среди сторонников кальвинизма. Под влиянием итальянских антитринитариев, главным образом Фауста Социна, возникла церковь польских братьев (которых противники прозвали «арианами» в память о раннехристианской ереси), к которым присоединилась значительная часть интеллектуальной элиты протестантов.
Исключение польских антитринитариев из Сандомирского договора, заключённого в 1570 г., одобренного кальвинистами и чешскими братьями и поддержанного в других протестантских странах Европы, ослабило позиции польской Реформации и свело к нулю шансы на создание национального общепротестантского движения. Протестантизм был встречен с почти полным равнодушием сельским населением, однако нашёл сторонников в таких городах Польши, как Краков или Познань.
На рубеже XVI и XVII веков, однако, в данных городах собрания представителей различных конфессий постепенно прекратились. Причиной тому были нападения на магазины, жилищи и даже погромы иноверцев. Погромы, организованные по инициативе католической церкви, сопровождались полным безучастием светских властей. В частности, подобный погром произошёл 10 июля 1591 г. в Вильне, где толпа католиков сожгла церковь, дом, приют и школу реформатов-евангелистов. В том же Вильне в 1639 г. имели место частые стычки на религиозной почве, жертвами которых снова стали кальвинисты. Они были вынуждены покинуть город, а их собор на улице Святомихайловской был разрушен.
Волнения и религиозные преследования в Польше во многом подпитывало то, что польский сейм, в котором преобладали католики, отказывался принимать постановления по внедрению решений Варшавской конфедерации, а король Сигизмунд III Ваза, находившийся под сильным влиянием иезуитов во главе с Петром Скаргой, был активным противником Реформации.
Сразу после «шведского потопа», когда Речь Посполитая с трудом избежала раздела между некатолическими соседями, Католической церкви удалось юридически и фактически отменить постановления Варшавской конфедерации. В 1658 г. сейм изгнал из страны польских братьев, которые бежали главным образом в Голландию, где до сих пор находится их библиотека, а в 1668 г. запретил под страхом смерти отступление от католицизма.

III

         Отдельным пуектом стоит рассмотреть вопрос деятельности на территории Украины протестантов. Естественно реформаторское движение было подобным и созвучным с событиями во всем государстве, потому рассмотрим лишь некоторые явления и личности.
         Простой народ как правило не имел возможности принимать свободные решения, но характерно что многие магнаты-протестанты вели просветительскую работу а не просто насильно обращали народ. Такую работу, например, вел Симон Будный (1530- 1593) сам выходец из православия, ставший кальвинистом после учебы в Краковском университете. Он подготовил и издал кальвинистский катехизис, трактат «Об оправдании».
         На территории Украины и Польши был так же распространен антитринитарный анабаптизм, описанные выше Польские братья. Влияние его пережили такие деятель как Феодосий Косой, сбежавший из Москвы от царя Ивана Грозного, еще один русский протестант поп Фома, казненный Грозным за переход в протестантизм.Фома был пастором в г. Полоцке. Просветитель Ян Кишка, магнат, устроил типографию в которой издавал протестантские трактаты. Так же отвергал Троицу.


 IV

         Реформация оказала значительное влияние на развитие польского языка, культуры и литературы, привела к оживлению науки и просвещения, развитию образования и издательств. Деятелями реформации были известные писатели, богословы и учёные.
Богатым наследием польской Реформации стало возникновение обширной литературы, главным образом религиозной, на польском языке, что способствовало развитию и распространению литературной нормы. Возникли такие важные произведения, как польский перевод Брестской Библии, распространилась политическая и полемическая литература (таких авторов, как Мартин Чеховиц, Симон Будный). Протестантами были многие деятели польской литературы, в том числе «отец польской литературы» Миколай Рей.
         Реформация вдохнула жизнь в книгоиздательство — в XVI в. действовали 20 иноверческих типографий, что в свою очередь содействовало развитию образования, главным образом среднего: так, возникли лютеранские Гданьская и Торуньская гимназии, кальвинистская гимназия в Пиньчуве, академии чешских братьев в Лешне и польских братьев в Ракове. Эти учебные заведения были известны своим высоким уровнем образования.
Ещё одним следствием реформации стало оживление и обогащение литературы её противников — католиков — которые так или иначе вынуждены были идейно конкурировать с ними, бороться за склонность прихожан. Лишь после полной победы контрреформации во второй половине XVII в. наступил явный упадок польской литературы и культуры, который продолжался вплоть до эпохи Просвещения.
         Важным явлением была также деятельность так называемых «ариан», то есть польских братьев, в сочинениях которых — главным образом книгах на философскую и общественную тематику (авторы: Иероним Москожовский, Фауст Социн, Анджей Вишоватый, Пётр Стоиньский-младший и ряд других) — отстаивались идеи рационализма и религиозной толерантности. Эти труды оказали большое влияние на другие европейские страны (в частности, на философию Джона Локка) и даже на общественную мысль североамериканских колоний (Раковский катехизис стал причиной включения в Конституцию США таких принципов, как нейтральность государства в вопросах вероисповедания или отделение церкви от государства).

         Так же важным для Украины и православия стоит отметить появление братств, как ответ на протестантскую реформацию. Эти по сути протестантские братства из мирян, смогли оживит и реформировать православие Киевской метрополии строя школы, занимаясь просветительской работой.

Комментарии