Вышедшая в этом году вторая часть фантастического фильма о планете на которой человек борется за свое существование с цивилизацией обезьян дает богатую пищу для размышлений.
Размышления не только касаются самого сюжета или явной обреченности и ущербной хрупкости человека живущего в современных реалиях, неспособности выстоять в условиях, ставшей ему враждебной, окружающей среды. Голливуд постепенно приучил многих к мысли, что им не выжить, да и люди особенно по этому поводу уже и не напрягаются. Но что было интересным лично мне, так это возникновение и нарастание круга насилия, соответствующего философии Рене Жирара. В одной из статей, выложенных в блоге, уже есть описание теории насилия и козла отпущения, поэтому не буду особенно углубляться но кратко напомню основные тезисы.
Итак Рене Жирар пишет о том, что насилие было и есть всегда, оно часто неконтролируемо, совершается группой, обращено против невинного, но "иного" для группы субъекта - некоего "козла отпущения". Такой жертвой может быть человек либо животное - не столь важно ибо насилие и гнев ослепляет. Еще один важный тезис по Жирару, это понятие миметичности, когда совершающий насилие стремится к уподоблению того, против кого насилие обращено, и само насилие зачастую лишь цель замещения и получения желаемого.
В центре фильма "Рассвет планеты обезьян" конфликт не только обезьян и людей, но и конфликт самих обезьян внутри своего царства. Вожак стаи, умный Цезарь, воспитанный людьми и его миметический противник Коба, ненавидящий человечество за то, что с ним делали во время лабораторных исследований. Коба жаждет мести и прикрываясь желаниями стаи постоянно метит на место Цезаря. Цезарь, желая остановить насилие в стае, учит приматов о том, что обезьяны лучше людей потому что не убивают себе подобных. В то же время он всячески противостоит попыткам Кобы проявить насилие в отношении выживших людей. Коба пытается поставить авторитет вожака под сомнение и в итоге провоцирует войну насилия, попыткой убийства Цезаря человеческим оружием. Коба делает это тайно. Смысл действий последнего в уподоблении, нездоровой тяге к объекту, против которого будет произведено насилие. Цезарь для Кобы становится недосягаемым и ненавистным идолом, которому хочется поклоняться и которого хочется убить.
Цезарь выживает и в финальной схватке убивает Кобу. Может показаться, что это сделано ради мести и против установленного правила не убийства обезьян друг другом. Жирар дает довольно простой ответ на эту дилемму. Цезарь говорит, что Коба не был обезьяной. В жажде мести обезьяна сама уподобляется жестокому человеку и убивает себе подобных. Чтобы остановить круг насилия Цезарь условно выгоняет за границу группы Кобу, сделав его тем, кем чуть не стал сам - козлом отпущения. Волна насилия прекратилась, но в конце фильма Цезарь сам понимает что это не так - механизм запущен и насилие не остановить.
Фильм служит прекрасным примером того, насколько актуальна сегодня теория о насилии Рене Жирара и насколько мы, люди, ответственны за окружающий мир. Будем помнить о том, что важнее всего уметь налаживать связи и понимать других, даже не похожих на нас. Ведь именно коммуникация и есть той прививкой от насилия, которую сегодня так жаждет мир.
Комментарии
Отправить комментарий