Макбет через призму Писания

    
 «Макбет» был написан в 1606 г. и поставлен Шекспиром в 1611 году в «Глобусе». История полулегендарного короля Шотландии Мак Бета мак Финдляйха была известна в Англии благодаря работам средневекового поэта и хрониста Эндрю Уитонского. Могила короля Шотландии находится на острове Айон.
         Исторический Макбет не был таким злом как его описывает Шекспир. Согласно хроникам между воцарением и смертью государя прошло приблизительно 18 лет. Не думаю, что такой народ как свободолюбивые шотландцы готовы были терпеть так долго такого тирана как шекспировский Макбет.
         В 2005 году в Великобритании отмечался «год Макбета». Исследователи пришли к выводу, что легенда о злом короле появилась благодаря шотландским бардам из соперничавшего с Макбетом клана. На самом деле король распространял христианство и даже был в паломничестве в Риме. Упоминания о Макбете можно найти в Истории Шотландии 1576 года и так называемых «Хрониках Холиншеда» (1577).
         Вполне вероятно, что Шекспир хотел польстить правившему в то время королю Иакову, имевшему славу театрала и автора трактатов о ведьмах и колдовстве, введя в пьесу персонажей потустороннего мира и наполнив трагедию мистическими переживаниями.
         Согласно «Хронике Холиншеда» Банко был соучастником Макбета в цареубийстве, но Шекспир его делает полностью положительным персонажем, великим рыцарем. Исследователи так же считают данный художественный прием неким реверансом в сторону короля Иакова, поскольку Банко был предком правящего монарха из рода Стюартов.
         Но, на мой взгляд каким бы ни был исторический контекст трагедии, для нас сегодня важно понять чему учит эта трагедия и что для себя из нее мы можем взять.
Макбет и его супруга давно стали архетипами неуемной жажды власти, жестокости и беспощадного стремления к тирании.
         В начале пьесы мы видим ведьм которые выбирают Макбета игрушкой в своих руках ради неуемного стремления к творению зла и раздоров в мире. На первый взгляд мы можем предположить, что Макбет обречен быть околдованным злом. Но выбор зла- выбор самого Макбета- его свободная воля не подчинялась никаким силам ни зла ни добра. Макбет выбирает сам.
         Ведьмы предрекают Макбету и Банко быть королями после смерти Дункана, правящего на тот момент. Макбет не оставит после себя наследников и правящая династия пойдет от Банко.
         До встречи с ведьмами, мы не знаем, помышлял ли о власти Макбет. Шекспир изображает нам образ храброго рыцаря, сражающегося за своего короля, патриота, человека не щадящего жизни ради Дункана. Дункан в свою очередь не может нарадоваться таким преданным вассалом.
         В Библии, в Ветхом завете есть история о царях Израиля Сауле и Давиде. Доблестный Давид побеждает врагов, народ его любит, а царь Саул, которому пророками предсказано, что Давид будет следующим царем завидует и со временем, подобно Макбету, сходит с ума от злобы и сраха за корону. Саул решает убить Давида и гоняется за ним по всему Израилю. Несколько раз Давиду в руки попадает Саул но Давид милует и не убивает царя. Хоть и знает, что следующим на престоле будет сам Давид. Шекспир показывает нам альтернативный вариант развития событий- а что было бы, если подобно ветхозаветному царю кто-то поступил не милостиво и не ждал, когда промысел совершит предначертанное а возьмет все в свои руки?     
         Катализатором зла в жизни Макбета служат не вещие сестры-ведьмы а та, с которой Макбет живет. Его жена. По Библии, когда Бог изгнал Адама и Еву из Эдема, одним из наказаний или проклятий за грехопадение женщины было желание властвовать над мужем. Женщина будет хотеть всячески покорить своей воле мужчину, не понимая что это мало того, что не принесет ей пользы а более- будет во вред.
         Леди Макбет подстрекает мужа убить короля Дункана в их замке, ночью, после пира и свалить вину  на охранников короля. В начале мы видим женщину, которая любит власть, скорей всего сама имеет отношение к колдовству и не имеет принципов или устоев которые могли бы помешать ей достичь цели. Можно сделать вывод, что ведьмы изначально знали к кому идти. Макбет был уязвим для зла как и Адам в саду Эдемском.
         События разворачиваются стремительно и смерти следуют одна за другой. Макбет не останавливается ни перед чем. Убив Дункана,сваливая вину на его детей, убивает семью одного из сыновей Дункана- Макдуфа. Убивает Бонко и не успевает руками наемников убить его сына. Макбет подобен всем тиранам. Можно вспомнить библейский рассказ о Младенце Иисусе и царе Ироде, убийце младенцев.
         Леди Макбет со временем начинает сходить с ума от угрызений совести и муки о содеянном. С ней случается психическая болезнь, который многие сегодня знают под двумя названиями- «синдром леди Макбет» и «синдром Понтия Пилата». Когда человек стремится чистотой физической заполнить или очистить грязь греховную. Леди Макбет это не удается и она заканчивает жизнь самоубийством.
         Монолог Макбета «Завтра, завтра» созвучен с размышлениями из еще одной библейской книги- размышлениях Эклесиаста о человеческой жизни (Ек 1:2-9). Макбет на краткий миг осознает, что все, что он делал не имеет смысла и он был лишь марионеткой в руках злой судьбы. Перед Макбетом встает вся тщетность  его поступков. Но его выбор- идти до конца в своем безумии творя зло. Макбет умирает.
         Трагедия имела и продолжает иметь огромное влияние на искусство и мировую культуру давая возможность для сюжетов, творчества, интерпретаций. Вот лишь некоторые из них: к пьесе Шекспира отсылают название и сюжет повести Николая Лескова и оперы Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда»; роман Терри Пратчетта «Вещие сестрички» полон аллюзий на «Макбет», практически является его переложением в фэнтезийном ключе; «Вещие сёстры», — три ведьмы из пьесы, упоминаются в романе Стивена Кинга «Долгая Прогулка»; название романа «Шум и ярость» (англ. The Sound and the Fury, 1929) американского писателя Уильяма Фолкнера отсылает к строкам «Макбета»: «Жизнь — это история, рассказанная идиотом, наполненная шумом и яростью и не значащая ничего» (Акт V, сцена 5). Еще можно упомянуть о влиянии на многие музыкальные произведения, например оперу Верди «Макбет», балет Кирилла Молчанова, разнообразные композиции современных музыкальных коллективов.
     Произведение десятки раз экранизировалось, в прошлом году были заявлены сразу две экранизации пьесы. На мой взгляд самыми интересными являются экранизации 1948 года под режиссурой Орсона Уэлса, который смог передать мрачность атмосферы пьесы, а так же «Трон в крови» (1957) А. Куросавы, где действие происходит в средневековой Японии. Так же я отмечу современные интерпретации «Люди достойные уважения» (1990) режиссера Уильяма Рейли, где события разворачиваются в антураже мафиозного клана и войны между ними. В 2010 году вышла еще одна киноадаптация на современный лад, только уже австралийская от Джеффри Райта.
Трагедии Шекспира вечны и нужны человечеству для напоминания о том, какими люди могут быть и какими им быть не надо. Прискорбно видеть, когда макбеты живут не только на подмостках сцены или страницах книг а когда они правят людьми и живут рядом с нами.
         Н а фоне сегодняшних политических ситуаций в мире и в нашей стране «Макбет» актуален как никогда и к глубокому моему сожалению те люди, которым надо было бы посмотреть на Макбета и его супругу и к чему приводят действия подобные тем, что предпринимала эта чета, никогда не увидят или не поймут этого произведения.
         «Макбет» не зря считается классикой и не зря так часто экранизируется и ставится. Шекспир как некий пророк умел передать вечные истины, облекая их в актуальные образы и сюжеты. Зло не дремлет, эгоизм человечества растет. И новые макбеты идут по трупам к своим тронам.
         Возможно одним из вариантов ответа, в комплексе с другими, на проблему эгоизма и есть просвещение людей в уроках «Макбета». Шекпир. Возможно сам того не подозревая, дал сегодня довольно мощный моральный базис примеров того, что хорошо и что плохо. Необходимо только использовать его умея интерпретировать, приспосабливать к окружающим реалиям действительности.

Комментарии