В прокат вышел второй фильм франшизы «Судная ночь». И если в
фильме 2013 года зрителям был показан сюжет, в общем обычного триллера в
закрытом помещении, где в первую очередь подчеркивалась идея социального
неравенства так называемых WASP
(белых англосаксонских протестантов) и афроамериканцев, превращенных в жертву
охоты «золотой молодежи», то во второй части нам показано как именно идея о
новой возрожденной Америке влияет на всех.
Сама идея
возрожденной Америки в фильме озвучена так: есть одна ночь в году, с 19:00 до
7:00, когда государство разрешает делать абсолютно все, Ночь Очищения.
Разрешены любые зверства, месть, грабежи. Идею подали некие Новые Отцы Основатели,
возродившие США из пепла огнем очищения.
Итог - преступность на нуле, безработицы почти нет и т.д. Единственная цена за
благоденствие – пережить одну ночь в году. Если сможешь, конечно.
Я не берусь
обсуждать недостатки фильма с точки зрения кинокритика, а смотрю в первую
очередь со стороны философа и культуролога. И скажу прямо, что тема для
рефлексий просто благодатная и в одну статью в блоге ее не уместить. Аллюзии к
Фрейду, Макиавелли, Дарвину, библейской Книге Судей, Рене Жирару - лишь то
немногое, что можно навскидку назвать.
Но сегодня
речь пойдет о истоках политической философии, о том, что лежит в основе любого
государства - о человеке и его образе жизни. «Судная ночь 2» еще раз напомнила
о том, что человеческий фактор в государстве играет решающую роль и человек
далеко не просто винтик в некоем тотальном механизме, а нечто большее и порой
очень страшное. Раз в году все наносное и цивилизованное спадает и в ночи
предстает нечто другое - существо, смысл и цель жизни которого явно не общее
благо.
Идеи о государстве
посещали философов издревле. Многие пытались нарисовать образ некоего
идеального, утопического государства, давая понять, что сегодняшнее положение
дел явно не идеально. Многие пытались и просто объяснить саму суть возникновения государства и общества.
Одним из последних был философ-материалист Томас Гоббс (1588-1679), который
рассматривал идею государства как некоего договора людей для более-менее
сносного проживания рядом.
Для изложения своих идей Гоббс пишет труд под
названием «Левиафан» в честь огромного библейского чудовища, в переносном
смысле чего-то огромного. Таким, наверное, государство представлял философ -
большим чудовищем. Тоже идейно подходит к сюжету «Судной ночи».
По Гоббсу человек
существо асоциальное, смысл жизни которого есть удовлетворение своих
потребностей, и товарищество человеку не столь нужно как моральная потребность,
сколько как некая выгода в достижении своих целей. Природа человека направлена
на удовлетворение своих желаний, люди хотят усилить свое могущество, и стремятся
к неограниченному его проявлению и удовлетворению желаний. Таково естественное
состояние человека без государства и общества. Люди взаимно недоверчивы и
потому идет «война всех против всех», где все можно - не только защищаться, но
и нападать. Жизнь в этой войне короткая, одинокая, бедная и очень жестокая. Основной
закон естественного состояния человека - каждый свободен, для сохранения
собственной жизни, делать все, что угодно.
Чтобы как-то
решить вопрос совместного сосуществования
люди договорились об ограничении своих естественных желаний, что приостановило «войну
всех против всех» и привело к гражданскому миру и процветанию.
Вот такая идея
была у Гоббса и ее очень точно показали зрителям в «Судной ночи». Человек хочет
жить долго, мирно и счастливо в государстве, которое о нем заботится и не очень
хочет получить нож в спину от соседа или пулю в лоб от дворника. Но с другой
стороны, этот же самый человек страстно может желать благ своего соседа или
удовлетворения своих любых желаний за счет других индивидуумов. Живя в
государстве, как некоем ограничивающем договорном сообществе реализация таких
желаний невозможна. Срываясь человек может пойти на преступление. Чтобы такого
не происходило в мире альтернативной Америки, была придумана Судная ночь, когда
человек оставив свой социальный образ жизни, начинает жить природному началу.
Заканчивая эту
часть рефлексий о «Судной ночи 2» хочу подчеркнуть саму суть любого
человеческого общества, закон Гоббса о социальной жизни: «Не делай другому
того, чего не хочешь, чтобы было сделано по отношению к тебе». Будем надеяться,
что общество еще не скоро дойдет до такого способа «выпускания пара» и мы еще
долго будем руководствоваться в жизни правилом взаимопомощи и взаимопонимания.
Комментарии
Отправить комментарий