Судная ночь 2 и философия (Часть 1. Томас Гоббс)


          В прокат вышел второй фильм франшизы «Судная ночь». И если в фильме 2013 года зрителям был показан сюжет, в общем обычного триллера в закрытом помещении, где в первую очередь подчеркивалась идея социального неравенства так называемых WASP (белых англосаксонских протестантов) и афроамериканцев, превращенных в жертву охоты «золотой молодежи», то во второй части нам показано как именно идея о новой возрожденной Америке влияет на всех.
         Сама идея возрожденной Америки в фильме озвучена так: есть одна ночь в году, с 19:00 до 7:00, когда государство разрешает делать абсолютно все, Ночь Очищения. Разрешены любые зверства, месть, грабежи. Идею подали некие Новые Отцы Основатели, возродившие США  из пепла огнем очищения. Итог - преступность на нуле, безработицы почти нет и т.д. Единственная цена за благоденствие – пережить одну ночь в году. Если сможешь, конечно.
         Я не берусь обсуждать недостатки фильма с точки зрения кинокритика, а смотрю в первую очередь со стороны философа и культуролога. И скажу прямо, что тема для рефлексий просто благодатная и в одну статью в блоге ее не уместить. Аллюзии к Фрейду, Макиавелли, Дарвину, библейской Книге Судей, Рене Жирару - лишь то немногое, что можно навскидку назвать.
         Но сегодня речь пойдет о истоках политической философии, о том, что лежит в основе любого государства - о человеке и его образе жизни. «Судная ночь 2» еще раз напомнила о том, что человеческий фактор в государстве играет решающую роль и человек далеко не просто винтик в некоем тотальном механизме, а нечто большее и порой очень страшное. Раз в году все наносное и цивилизованное спадает и в ночи предстает нечто другое - существо, смысл и цель жизни которого явно не общее благо.
         Идеи о государстве посещали философов издревле. Многие пытались нарисовать образ некоего идеального, утопического государства, давая понять, что сегодняшнее положение дел явно не идеально. Многие пытались и просто объяснить саму  суть возникновения государства и общества. Одним из последних был философ-материалист Томас Гоббс (1588-1679), который рассматривал идею государства как некоего договора людей для более-менее сносного проживания рядом.

      Для изложения своих идей Гоббс пишет труд под названием «Левиафан» в честь огромного библейского чудовища, в переносном смысле чего-то огромного. Таким, наверное, государство представлял философ - большим чудовищем. Тоже идейно подходит к сюжету «Судной ночи».

         По Гоббсу человек существо асоциальное, смысл жизни которого есть удовлетворение своих потребностей, и товарищество человеку не столь нужно как моральная потребность, сколько как некая выгода в достижении своих целей. Природа человека направлена на удовлетворение своих желаний, люди хотят усилить свое могущество, и стремятся к неограниченному его проявлению и удовлетворению желаний. Таково естественное состояние человека без государства и общества. Люди взаимно недоверчивы и потому идет «война всех против всех», где все можно - не только защищаться, но и нападать. Жизнь в этой войне короткая, одинокая, бедная и очень жестокая. Основной закон естественного состояния человека - каждый свободен, для сохранения собственной жизни, делать все, что угодно.
         Чтобы как-то решить  вопрос совместного сосуществования люди договорились об ограничении своих естественных желаний, что приостановило «войну всех против всех» и привело к гражданскому миру и процветанию.
         Вот такая идея была у Гоббса и ее очень точно показали зрителям в «Судной ночи». Человек хочет жить долго, мирно и счастливо в государстве, которое о нем заботится и не очень хочет получить нож в спину от соседа или пулю в лоб от дворника. Но с другой стороны, этот же самый человек страстно может желать благ своего соседа или удовлетворения своих любых желаний за счет других индивидуумов. Живя в государстве, как некоем ограничивающем договорном сообществе реализация таких желаний невозможна. Срываясь человек может пойти на преступление. Чтобы такого не происходило в мире альтернативной Америки, была придумана Судная ночь, когда человек оставив свой социальный образ жизни, начинает жить природному началу.

         Заканчивая эту часть рефлексий о «Судной ночи 2» хочу подчеркнуть саму суть любого человеческого общества, закон Гоббса о социальной жизни: «Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы было сделано по отношению к тебе». Будем надеяться, что общество еще не скоро дойдет до такого способа «выпускания пара» и мы еще долго будем руководствоваться в жизни правилом взаимопомощи и взаимопонимания.

Комментарии