ЭМИЛЬ ЧОРАН - ФИЛОСОФ ОТШЕЛЬНИК.



Существует огромное количество философов, имена которых знакомы только узкому количеству людей, несмотря на большую известность в прошлом. В определенном смысле сама личность такого философа, его произведения, становятся культовыми и актуальными, заново открываются новыми поколениями в призме сегодняшней реальности.  В данной работе мной коротко будет рассмотрены основные этапы биографии, философские взгляды такого «нового» философ, как Эмиль Чоран (во французском произношении Сиоран).
         Эмиль Мишель Чоран (1911-1995) родился в Румынии, был сыном православного священника, учился в немецкой школе, высшее образование получил в Бухарестском университете на факультете филологии и философии, где сблизился с Мирчей Элиаде и Эженом Ионеско. На троицу оказала сильное влияние философия жизни и работы Ницше, Шопенгауэра.
         Изначально Чоран предстает как человек, желающий возрождения нации, критикует провинциальность румынского народа, симпатизирует итальянскому фашизму. Но позднее мыслитель оставляет идею элитарности наций, отсекает себя от идей политики, всячески отстаивает свою позицию как космополита.
         После Второй мировой войны Чоран остается во Франции. Первые работы философа написаны на румынском, впоследствии он полностью от него отказывается и пишет только на французском. Живет в провинции, ведет аскетический и затворнический образ жизни, всячески сторонясь общества.  После выхода его произведений во Франции приобрел статус культового мыслителя в среде нонконформистской молодежи того времени. Его книги переводят на разные языки, а вышедшая в 1987 году книга «Признания и проклятия» стала бестселлером. Однако вскоре философ перестает писать и всячески избегает контактов с общественностью.
         Если говорить о трудах Сиорана, то мы видим, что их на удивление мало. Несколько сборников эссе, статей, записные книжки, к сожалению, не до конца переведенные ни на русский ни на украинский языки.
         Сила произведений Чорана в его краткости, афористичности мысли. Основные направления философских взглядов: экзистенциализм, нигилизм, танатология. Спектр размышлений широк – от бытовых ситуаций до размышления о Боге. Отдельно следует обратить внимание на увлеченность Чорана  Достоевским, учением раннехристианских мистиков, а так же темой смерти и абсурдности жизни.
         По Чорану единственным важным вопросом философии является тема смерти. Развивая идею Шопенгауэра о преобладании зла над добром в мире, Чоран доказывает ее правоту постоянным бытовым пессимизмом – индивид обречен – однажды он состарится и умрет. Чоран предельно скептичен – ничто не является истиной или благом постоянно и в полной мере.
         Но при всем этом, на мой взгляд, Чоран предельно человеколюбив. За общим пессимизмом можно увидеть философа, который идет от противного и пытается всячески предостеречь человечество от совершения огромного числа ошибок напоминанием о том,  что все мы смертны и у нас одна жизнь, которую необходимо не только существовать,  но и наполнить высшим смыслом. Подобным образом в Библии мы находим книгу Экклезиаста, где автор говорит, что хоть все и плохо, но в жизни есть смысл, как бы абсурдно все не выглядело на первый взгляд.
         Произведения Чорана требуют детального переосмысления поколениями, которые живут во времена перемен, чтобы впоследствии не совершать ошибок, при которых зло торжествует в мире над добром.

Комментарии